nafik.ru  


Заметки

Главная страница
Заметки
Фотогалерея
Обо мне
Непридуманные истории
Практические рекомендации
Кризис
 
 

Там, где кончаются правки

Автор: Nafik | Дата: 14 сентября 2008 года | Просмотров: 5341

Аннотация

Эта статья – попытка ответить на вопрос: где кончаются правки и начинается переделка дизайн проекта?

Вчера читала запись в блоге одного дизайнера на тему внесения правок в дизайнерскую работу, в частности в дизайн сайта. Речь шла о ситуации, когда заказчик вносит в конечный проект столько изменений, что первоначальный дизайн уже не проходит, и сайт приходится переделывать заново. При этом кроме чисто эстетического вопроса (получится ли внести изменения и сохранить готовый концепт) возникают и финансовые вопросы. В условиях, когда дизайн был подписан и утвержден, сайт разверстан и подключен – фактически начинается новая работа. Как это объяснить клиенту и сколько денег с него за это брать? Прочитала и подумала, что и в нашей дизайн студии в последнее время складывается ситуация, когда клиенты переделывают проекты все чаще и все в большем объеме. Причем, чаще это касается не дизайна как такового (он то проходит достаточно быстро и к качеству его выполнения вопросов нет), а дальнейшей работы над проектом. Речь идет о ситуациях, когда клиент многократно изменяет свою исходную информацию и фактически передает в работу не окончательные материалы для верстки.

Самая примечательная работа этого лета – многополосный товарный каталог для одного из наших постоянных клиентов. Процесс работы над ним растянулся на три месяца, а бюджет каталога вырос почти в три раза от первоначального. Утверждение обложки, шаблонов полосы прошло на удивление легко. А вот верстка – верстка заняла гораздо большее время, чем планировалось изначально. В чем причина? После того, как наши верстальщики разверстали первую версию каталога, внесли правки по текстам и отдали на финальную вычитку заказчику, у клиента резко поменялась концепция издания. Заказчик решил изменить структуру готовой (!) работы, увеличить почти в два раза количество полос, поменять страницы местами и соответственно расширить ассортимент товаров в каталоге. Более того, заказчиком было решено провести дополнительную ретушь фотографий, с перекрашиванием, переставлением, замазыванием деталей и прочими мелочами – при этом фотографии были предоставлены именно клиентом и в начале работы над проектом речи о дополнительной ретуши не было. Естественно бюджет каталога был увеличен. Однако в процессе работы заказчик снова и снова менял товары, добавляя одни и выкидываю другие, присылал все новые и новые версии текстов и описаний, новые схемы и прочее. Таким образом процесс все время затягивался и отнимал у всех неоправданно много времени.

Подводя итоги данного проекта мы встали перед достаточно серьезным вопросом – какие именно изменения считаются правками, а какие – переверсткой? Что мы можем сделать бесплатно, а за что должны брать дополнительные деньги? При разработке листовки или небольшого буклета в любое изменение текстов или фотографий обычно не отнимает много времени. И в принципе, до сих пор для всех работ у нас действовало более менее четкое правило – заказчик имеет право бесплатно внести правки не более трех раз, а остальные переделки оплачиваются по факту. На данной же работе мы столкнулись с ситуацией, когда готовая работа переделывается фактически с нуля, причем неоднократно, и речь идет не о правках в верстку, а о новой работе...

Так что же можно считать правками к примеру в полиграфии? Если работа идет с уже утвержденным шаблоном для верстки, на мой взгляд, правками для многополосных каталогов, буклетов или рекламы в прессу (и прочей листовой продукции) можно считать: небольшие изменения текстов, пропущенных ошибок, запятых, точек или пробелов. Сюда же можно отнести изменения некоторых (!) фотографий, добавление небольшой информации. Можно поправить внешний вид – подвинуть таблицу, сделать текст жирным или курсивом и прочие мелочи, которые помогут лучше акцентировать основное послание рекламного изделия. 

А что делать в ситуации, когда на каждой полосе товарного каталога изменяются фотографии товаров? Или их описания? Или схемы? Или все вместе? По сути, в данном случае речь идет о новой верстке – по крайней мере если смотреть на время, которое займет внесение такого рода изменений. Другой вопрос, что стоимость такой работы может быть ниже, чем верстка с нуля и бюджет может определяться объемом переделок. 

В идеале, конечно, заказчик должен предоставить финальный вариант текста, и финальные же фотографии или таблицы. Но как известно, идеальных ситуаций не бывает. На моей практике ни один клиент (!) ни разу не предоставил полностью вычитанный и утвержденный текст. Точнее, всегда считалось, что он финальный, но впоследствии абсолютно все тексты во всех работах изменялись. 

Но что делать в ситуации, когда речь идет не о правках в верстке материала, а о правках к творческой части проекта – к дизайну? Проблема внесения правок в дизайн не так однозначна – итоговый результат может быть совершенно непредсказуем. Дело в том, заказчик, внося «небольшие правочки» в готовую концепцию дизайна не всегда понимает, что в этом случае дизайнерское решение может просто не укладываться в рамки заданных изменений. Нагромождение пожеланий заказчика может вызвать изменение всей концепции и потребовать разработки нового дизайна, как бы ни хотелось клиенту остаться с понравившимся вариантом. 

Одной из версий, почему клиенты не понимают, что за переверстку и значительные изменения надо платить, является то, что они, не видя процесса, не понимают объем предстоящей работы. У меня были ситуации, когда клиент присылал правки на 20-ти страницах вордовского текста (потратив на их написание два рабочих дня) и просил внести все изменения в течение двух-трех часов. При этом характер изменений был таков, что чистое время работы верстальщика, вносившего эти изменения составило пять полных рабочих дней в пересчете на работу одного человека. 

P.S. Один из основных способов ограничения количества правок со стороны клиента - финансовый. Именно увеличение бюджета в ряде случаев может остановить бесконечный процесс утверждения. Прозрачная схема увеличения бюджета позволяет прогнозировать поведения клиента. В конечном итоге, если клиент готов платить, почему бы не заниматься изменениями продолжительное время? 

Другой способ ограничить поток пожеланий заказчика – срок исполнения работы. В ситуации, когда он готов платить, но не может долго ждать, именно срок сдачи работы может остановить процесс внесения изменений. 

Но для меня главное – понять, за что именно заказчик должен платить, а что дизайн студия в рамках проекта делает бесплатно. Именно это помогает иметь более менее прогнозируемых результат и в плане дизайнерского исполнения, и в финансовом плане.


Комментарии

→ добавьте ваш комментарий
 
...
Автор:  Александр | Размещено:  26 сентября 2008 года

Когда заказчик, хотя бы, понимает, что он хочет в конечном итоге, то куда ни шло... Иногда можно и навстречу пойти. Особенно, если клиент ценный. Тут всё зависит от собственной гибкости и реальных трудозатрат. У меня директриса, за полгода "твердолобости", растеряла половину клиентов...


...
Автор:  nafik | Размещено:  28 сентября 2008 года

навстречу можно пойти. если результат адекватен оплате. а что делать если клиент вносит правки в таком количестве, что это уже переверстка? Исправить мелочь - без проблем, а что вы будете делать, если правки, которые он хочет внести займут столько же времени, сколько уже потрачено на работу?


...
Автор:  Александр | Размещено:  28 сентября 2008 года

Для этого и существуют договорные отношения. Проблемы с оплатой сверхурочной работы возникают только тогда, когда у заказчика есть возможность, округлив глаза, заявить, что он "впервые слышит о дополнительных платежах". Подписанные бумаги, конечно - не панацея, но большинство людей дисциплинируют. (Кстати, и не любимых Вами фрилансеров - тоже...) Все мы люди. Можем в чем-то ошибиться, что-то не доглядеть. Но в то же время должны, по крайней мере знать цену этих ошибок. Пошли на уступку, но предупредили... Не уразумел человек, то и рублем наказать не грех. Трудиться бесплатно всё одно - ни в одной студии не будут.


...
Автор:  nafik | Размещено:  04 октября 2008 года

Вы знаете, когда мы подробно прописываем все условия в договоре, в большинстве случаев я могу точно сказать - осознает ли человек, который это подписывает на что он соглашается. Чаще всего - чаще всего заказчики договор не читают или читают, но думают что это формальность. И очень удивляются, когда мы просим дополнительную оплату на основании подписанного ими же договора...


...
Автор:  Александр | Размещено:  04 октября 2008 года

Зато повторно (если в первый раз удаётся добиться исполнения финансовых обязательств), стараются эти обязательства не нарушать. Деньги - хороший стимул мозговой деятельности. А бесплатно, сейчас и негры не работают. Рабства то нет...)))



Наиболее читаемые материалы в разделе
Общие темы:



Рэйтинг статьи: 4
Проголосовали: 1


Пожалуйста оцените данный материал:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Так себе
Не впечатлило




Заметки
  Полиграфия, дизайн

  Общие темы
Креатив или образ

Время инициативных

Раздолбайская дисциплина — как это возможно?

Арт проекты — не только повод

Так хоть согреемся...

Работа с претензиями

Сухой остаток

Приоритеты: кто первый встал того и тапки?

Там, где кончаются правки

Болезни роста

Пышки ремикс

Есть ли свобода на блоге?

Когда чужое становится своим...

Институт прописки - forever?

Инновации - кто кого?

Так зачем он оказался нужен - художник-иллюстратор?

Необъявленный тендер?

Стабильность или актуальность?

Вирус от Deep Apple

Что будет с ценами?

Преступление: наказать или предупредить?

Как достичь лояльности клиента?

Сыграть ли Соло на водосточной трубе?

Шафтсбери-авеню. Распродажа по сниженным ценам.

Великая Китайская Стена

От чего зависит рост цен на дизайн?

Роман с регионами.

Про рекламные идеи и не только...

Плохой поступок?

Черти шо и сбоку бантик

Планируем отпуск

СССР - как стиль?

О перекосах в рекламе

Дизайн для конкурентов?

Сможем ли мы переварить стадо слонов?

Что говорить, когда нечего сказать?

"Ода" аське

Такой сладкий голос по телефону...

Стоит ли доделывать?

Цена вопроса

Продвижение дизайн студии

Дизайн по-быстренькому

Каша с мясом но без мяса

Новогоднее дежавю

Как тестировать дизайнера?

Стоит ли решать проблему опозданий?

Иллюстраторы

Студенты с имперскими амбициями?

А что нам стоит?

Когда друг оказался...

Синдром менеджера - так он есть?

Новые правила офисного дресс кода?

Стоит ли ворошить прошлые связи?

Кого мы будем брать?

Где найти менеджера?

ААА! Конфликт с клиентом

Портфолио в ящике

Я подарю тебе звезду…

Где найти хороший офис?

Когда нужно спешить?

Рекламные стандарты: развитие или поглощение?

Кому нужны тысячи дизайнеров?

Исходные материалы - как поступить?

Правило трех гвоздиков

Семья или работа?

Свобода художника облаков

И причем здесь футбол?

Шантаж со стороны клиента?

Любовь на расстоянии

Тушите свет – или свадьба Пушкаревой…

И тазик пельменей впридачу

Этический кодекс менеджера

По уму...

Средства общения.

Фрилансер - брать или не брать?

Как развалить компанию?

К вопросу о специализации.

Праздничная работа

К вопросу об откатах.

Мотивация: деньги или самовыражение?

Время жизни сайта.

Процесс утверждения макетов.

Менеджер - курьер?

Участие в тендере.

Проблема отношений: дизайнер-клиент.

Договор на дизайн: вопросы.

Обязанности менеджера

Возможен ли учет?

Стоит ли отказывать заказчику?

Почему еще я говорю нет


  Фотография

  Интернет

  Кризис



   
    © 2006-2018 Nafik. All rights reserved.
Дизайн/Хостинг: Aedus Design, 2004.Powered by Mirror CMS. Карта сайта Обновления