Там, где кончаются правкиАвтор: Nafik | Дата: 14 сентября 2008 года | Просмотров: 6951
|
Эта статья – попытка ответить на вопрос: где кончаются правки и начинается переделка дизайн проекта? |
Вчера читала запись в блоге одного дизайнера на тему внесения правок в дизайнерскую работу, в частности в дизайн сайта. Речь шла о ситуации, когда заказчик вносит в конечный проект столько изменений, что первоначальный дизайн уже не проходит, и сайт приходится переделывать заново. При этом кроме чисто эстетического вопроса (получится ли внести изменения и сохранить готовый концепт) возникают и финансовые вопросы. В условиях, когда дизайн был подписан и утвержден, сайт разверстан и подключен – фактически начинается новая работа. Как это объяснить клиенту и сколько денег с него за это брать? Прочитала и подумала, что и в нашей дизайн студии в последнее время складывается ситуация, когда клиенты переделывают проекты все чаще и все в большем объеме. Причем, чаще это касается не дизайна как такового (он то проходит достаточно быстро и к качеству его выполнения вопросов нет), а дальнейшей работы над проектом. Речь идет о ситуациях, когда клиент многократно изменяет свою исходную информацию и фактически передает в работу не окончательные материалы для верстки.
Самая примечательная работа этого лета – многополосный товарный каталог для одного из наших постоянных клиентов. Процесс работы над ним растянулся на три месяца, а бюджет каталога вырос почти в три раза от первоначального. Утверждение обложки, шаблонов полосы прошло на удивление легко. А вот верстка – верстка заняла гораздо большее время, чем планировалось изначально. В чем причина? После того, как наши верстальщики разверстали первую версию каталога, внесли правки по текстам и отдали на финальную вычитку заказчику, у клиента резко поменялась концепция издания. Заказчик решил изменить структуру готовой (!) работы, увеличить почти в два раза количество полос, поменять страницы местами и соответственно расширить ассортимент товаров в каталоге. Более того, заказчиком было решено провести дополнительную ретушь фотографий, с перекрашиванием, переставлением, замазыванием деталей и прочими мелочами – при этом фотографии были предоставлены именно клиентом и в начале работы над проектом речи о дополнительной ретуши не было. Естественно бюджет каталога был увеличен. Однако в процессе работы заказчик снова и снова менял товары, добавляя одни и выкидываю другие, присылал все новые и новые версии текстов и описаний, новые схемы и прочее. Таким образом процесс все время затягивался и отнимал у всех неоправданно много времени.
Подводя итоги данного проекта мы встали перед достаточно серьезным вопросом – какие именно изменения считаются правками, а какие – переверсткой? Что мы можем сделать бесплатно, а за что должны брать дополнительные деньги? При разработке листовки или небольшого буклета в любое изменение текстов или фотографий обычно не отнимает много времени. И в принципе, до сих пор для всех работ у нас действовало более менее четкое правило – заказчик имеет право бесплатно внести правки не более трех раз, а остальные переделки оплачиваются по факту. На данной же работе мы столкнулись с ситуацией, когда готовая работа переделывается фактически с нуля, причем неоднократно, и речь идет не о правках в верстку, а о новой работе...
Так что же можно считать правками к примеру в полиграфии? Если работа идет с уже утвержденным шаблоном для верстки, на мой взгляд, правками для многополосных каталогов, буклетов или рекламы в прессу (и прочей листовой продукции) можно считать: небольшие изменения текстов, пропущенных ошибок, запятых, точек или пробелов. Сюда же можно отнести изменения некоторых (!) фотографий, добавление небольшой информации. Можно поправить внешний вид – подвинуть таблицу, сделать текст жирным или курсивом и прочие мелочи, которые помогут лучше акцентировать основное послание рекламного изделия.
А что делать в ситуации, когда на каждой полосе товарного каталога изменяются фотографии товаров? Или их описания? Или схемы? Или все вместе? По сути, в данном случае речь идет о новой верстке – по крайней мере если смотреть на время, которое займет внесение такого рода изменений. Другой вопрос, что стоимость такой работы может быть ниже, чем верстка с нуля и бюджет может определяться объемом переделок.
В идеале, конечно, заказчик должен предоставить финальный вариант текста, и финальные же фотографии или таблицы. Но как известно, идеальных ситуаций не бывает. На моей практике ни один клиент (!) ни разу не предоставил полностью вычитанный и утвержденный текст. Точнее, всегда считалось, что он финальный, но впоследствии абсолютно все тексты во всех работах изменялись.
Но что делать в ситуации, когда речь идет не о правках в верстке материала, а о правках к творческой части проекта – к дизайну? Проблема внесения правок в дизайн не так однозначна – итоговый результат может быть совершенно непредсказуем. Дело в том, заказчик, внося «небольшие правочки» в готовую концепцию дизайна не всегда понимает, что в этом случае дизайнерское решение может просто не укладываться в рамки заданных изменений. Нагромождение пожеланий заказчика может вызвать изменение всей концепции и потребовать разработки нового дизайна, как бы ни хотелось клиенту остаться с понравившимся вариантом.
Одной из версий, почему клиенты не понимают, что за переверстку и значительные изменения надо платить, является то, что они, не видя процесса, не понимают объем предстоящей работы. У меня были ситуации, когда клиент присылал правки на 20-ти страницах вордовского текста (потратив на их написание два рабочих дня) и просил внести все изменения в течение двух-трех часов. При этом характер изменений был таков, что чистое время работы верстальщика, вносившего эти изменения составило пять полных рабочих дней в пересчете на работу одного человека.
P.S. Один из основных способов ограничения количества правок со стороны клиента - финансовый. Именно увеличение бюджета в ряде случаев может остановить бесконечный процесс утверждения. Прозрачная схема увеличения бюджета позволяет прогнозировать поведения клиента. В конечном итоге, если клиент готов платить, почему бы не заниматься изменениями продолжительное время?
Другой способ ограничить поток пожеланий заказчика – срок исполнения работы. В ситуации, когда он готов платить, но не может долго ждать, именно срок сдачи работы может остановить процесс внесения изменений.
Но для меня главное – понять, за что именно заказчик должен платить, а что дизайн студия в рамках проекта делает бесплатно. Именно это помогает иметь более менее прогнозируемых результат и в плане дизайнерского исполнения, и в финансовом плане.
Комментарии
→ добавьте ваш комментарий
...
Автор:
Александр | Размещено: 26 сентября 2008 годаКогда заказчик, хотя бы, понимает, что он хочет в конечном итоге, то куда ни шло... Иногда можно и навстречу пойти. Особенно, если клиент ценный.
Тут всё зависит от собственной гибкости и реальных трудозатрат. У меня директриса, за полгода "твердолобости", растеряла половину клиентов...
...
Автор:
nafik | Размещено: 28 сентября 2008 годанавстречу можно пойти. если результат адекватен оплате. а что делать если клиент вносит правки в таком количестве, что это уже переверстка? Исправить мелочь - без проблем, а что вы будете делать, если правки, которые он хочет внести займут столько же времени, сколько уже потрачено на работу?
...
Автор:
Александр | Размещено: 28 сентября 2008 годаДля этого и существуют договорные отношения. Проблемы с оплатой сверхурочной работы возникают только тогда, когда у заказчика есть возможность, округлив глаза, заявить, что он "впервые слышит о дополнительных платежах". Подписанные бумаги, конечно - не панацея, но большинство людей дисциплинируют. (Кстати, и не любимых Вами фрилансеров - тоже...)
Все мы люди. Можем в чем-то ошибиться, что-то не доглядеть. Но в то же время должны, по крайней мере знать цену этих ошибок.
Пошли на уступку, но предупредили... Не уразумел человек, то и рублем наказать не грех. Трудиться бесплатно всё одно - ни в одной студии не будут.
...
Автор:
nafik | Размещено: 04 октября 2008 годаВы знаете, когда мы подробно прописываем все условия в договоре, в большинстве случаев я могу точно сказать - осознает ли человек, который это подписывает на что он соглашается. Чаще всего - чаще всего заказчики договор не читают или читают, но думают что это формальность. И очень удивляются, когда мы просим дополнительную оплату на основании подписанного ими же договора...
...
Автор:
Александр | Размещено: 04 октября 2008 годаЗато повторно (если в первый раз удаётся добиться исполнения финансовых обязательств), стараются эти обязательства не нарушать.
Деньги - хороший стимул мозговой деятельности. А бесплатно, сейчас и негры не работают. Рабства то нет...)))
|
Наиболее читаемые материалы в разделе Общие темы:
Рэйтинг статьи: 4
Проголосовали: 1
|