nafik.ru  


Заметки

Главная страница
Заметки
Фотогалерея
Обо мне
Непридуманные истории
Практические рекомендации
Кризис
 
 

Когда друг оказался...

Автор: Nafik | Дата: 05 октября 2006 года | Просмотров: 6967

Аннотация

Дружить или работать?

Почему-то принято считать, что клиентов нужно «приручать», заводить с ними приятельские отношения. Их принято водить в рестораны, дарить им подарки, разговаривать на личные темы. Такое неформальное взаимодействие со временем становится более «теплым», часто перерастающим в дружбу позволяет получать более выгодные заказы, более лояльное отношение к вопросам сроков, качества и т.п. Это, конечно, на мой взгляд не совсем правильно. Пока все идет стабильно и хорошо – приятельские отношения помогают. Но как только в процессе работы над заказом возникают некие трудности – дружба может обернуться против вас же. Клиент остается клиентом и его лояльность заканчивается там, где начинаются интересы его фирмы.

Но если с клиентами, превратившимися в друзей работать еще возможно – дистанцию всегда можно вернуть, то обратная ситуация, по моему опыту конечно, всегда заканчивается проблемами. Делая своих знакомых своими клиентами, очень часто приходится выбирать: дружба или работа. Почему? Приведу примеры.

Я предлагаю своему другу, работающему менеджером по рекламе в одной московской фирме, услуги по разработке дизайна. Собственно, он сам, зная, что мы делаем грамотные работы, напрашивается к нам в клиенты. По дружбе приходится делать работы дешевле, чем мы обычно предлагаем всем остальным – вроде как неудобно делать дорого, у нас такие хорошие отношения и прочее. Пытаясь выслужиться перед своим начальством, он по приятельски имеет качественную работу за невысокую цену. Но что получается – продав дешевле услугу, которая стоит больше, я начинаю испытывать дискомфорт – времени на исполнение тратится столько же как обычно, а отдача меньше. Далее, если вы думаете, что процессы утверждения дизайна, разработанных макетов становятся проще – это не так. Друг стал клиентом, он платит деньги и как всякий клиент хочет получить все по полной программе – много вариантов, куча ненужных доработок и множество бесплатных работ, которые для других могут быть сделаны в качестве бонуса. А с ним – с ним мы вроде как должны сделать все, что он ни захочет. Более того, в случае, если дизайн вдруг не нравится его боссу – угадайте, на чьей стороне будет мой друг? С другими клиентами в спорной ситуации можно выстраивать отношения в чисто формальном ключе, а с этим? Приятель потребует от тебя большей лояльности, чем простой заказчик.

Другая ситуация. Если мой друг – наемный работник, в конце концов он подчиняется своему боссу и многое просто не может решить сам. А если мы делаем что-то лично для него? Тогда еще хуже. Раньше мы вместе пили пиво и были равны, а теперь мы клиент и заказчик – ситуация изначально неравнозначная. Как-то потребовалось мне на даче кое-что сделать. Подумалось, а зачем мы будем платить кому-то, если у меня есть приятель, который этим занимается – пусть заработает он. Приятель честно сделал то, что было нужно. Но сделал плохо. Не то, не так, не вовремя. Как интеллигентные люди, мы не можем сказать ему – это гавно не стоит денег, которые мы заплатили. Неудобно. Он же старался, мы же друзья. То же и с дизайном – мы сделаем не то, а товарищ либо откровенно назовет вещи своими именами (и пойдут обиды с обеих сторон) либо промолчит – что еще хуже.

P.S. Давно сказано: если хочешь потерять друга – дай ему взаймы. Я скажу иначе – если хочешь потерять друга – сделай его своим клиентом. Мы стараемся придерживаться принципа: друзьям – либо бесплатно, либо никак.


Наиболее читаемые материалы в разделе
Общие темы:



Рэйтинг статьи: 5
Проголосовали: 3


Пожалуйста оцените данный материал:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Так себе
Не впечатлило




Заметки
  Полиграфия, дизайн

  Общие темы
Креатив или образ

Время инициативных

Раздолбайская дисциплина — как это возможно?

Арт проекты — не только повод

Так хоть согреемся...

Работа с претензиями

Сухой остаток

Приоритеты: кто первый встал того и тапки?

Там, где кончаются правки

Болезни роста

Пышки ремикс

Есть ли свобода на блоге?

Когда чужое становится своим...

Институт прописки - forever?

Инновации - кто кого?

Так зачем он оказался нужен - художник-иллюстратор?

Необъявленный тендер?

Стабильность или актуальность?

Вирус от Deep Apple

Что будет с ценами?

Преступление: наказать или предупредить?

Как достичь лояльности клиента?

Сыграть ли Соло на водосточной трубе?

Шафтсбери-авеню. Распродажа по сниженным ценам.

Великая Китайская Стена

От чего зависит рост цен на дизайн?

Роман с регионами.

Про рекламные идеи и не только...

Плохой поступок?

Черти шо и сбоку бантик

Планируем отпуск

СССР - как стиль?

О перекосах в рекламе

Дизайн для конкурентов?

Сможем ли мы переварить стадо слонов?

Что говорить, когда нечего сказать?

"Ода" аське

Такой сладкий голос по телефону...

Стоит ли доделывать?

Цена вопроса

Продвижение дизайн студии

Дизайн по-быстренькому

Каша с мясом но без мяса

Новогоднее дежавю

Как тестировать дизайнера?

Стоит ли решать проблему опозданий?

Иллюстраторы

Студенты с имперскими амбициями?

А что нам стоит?

Когда друг оказался...

Синдром менеджера - так он есть?

Новые правила офисного дресс кода?

Стоит ли ворошить прошлые связи?

Кого мы будем брать?

Где найти менеджера?

ААА! Конфликт с клиентом

Портфолио в ящике

Я подарю тебе звезду…

Где найти хороший офис?

Когда нужно спешить?

Рекламные стандарты: развитие или поглощение?

Кому нужны тысячи дизайнеров?

Исходные материалы - как поступить?

Правило трех гвоздиков

Семья или работа?

Свобода художника облаков

И причем здесь футбол?

Шантаж со стороны клиента?

Любовь на расстоянии

Тушите свет – или свадьба Пушкаревой…

И тазик пельменей впридачу

Этический кодекс менеджера

По уму...

Средства общения.

Фрилансер - брать или не брать?

Как развалить компанию?

К вопросу о специализации.

Праздничная работа

К вопросу об откатах.

Мотивация: деньги или самовыражение?

Время жизни сайта.

Процесс утверждения макетов.

Менеджер - курьер?

Участие в тендере.

Проблема отношений: дизайнер-клиент.

Договор на дизайн: вопросы.

Обязанности менеджера

Возможен ли учет?

Стоит ли отказывать заказчику?

Почему еще я говорю нет


  Фотография

  Интернет

  Кризис



   
    © 2006-2024 Nafik. All rights reserved.
Дизайн/Хостинг: Aedus Design, 2004.Powered by Mirror CMS. Карта сайта Обновления