Когда друг оказался...Автор: Nafik | Дата: 05 октября 2006 года | Просмотров: 6967
|
Дружить или работать? |
Почему-то принято считать, что клиентов нужно «приручать», заводить с ними приятельские отношения. Их принято водить в рестораны, дарить им подарки, разговаривать на личные темы. Такое неформальное взаимодействие со временем становится более «теплым», часто перерастающим в дружбу позволяет получать более выгодные заказы, более лояльное отношение к вопросам сроков, качества и т.п. Это, конечно, на мой взгляд не совсем правильно. Пока все идет стабильно и хорошо – приятельские отношения помогают. Но как только в процессе работы над заказом возникают некие трудности – дружба может обернуться против вас же. Клиент остается клиентом и его лояльность заканчивается там, где начинаются интересы его фирмы. Но если с клиентами, превратившимися в друзей работать еще возможно – дистанцию всегда можно вернуть, то обратная ситуация, по моему опыту конечно, всегда заканчивается проблемами. Делая своих знакомых своими клиентами, очень часто приходится выбирать: дружба или работа. Почему? Приведу примеры. Я предлагаю своему другу, работающему менеджером по рекламе в одной московской фирме, услуги по разработке дизайна. Собственно, он сам, зная, что мы делаем грамотные работы, напрашивается к нам в клиенты. По дружбе приходится делать работы дешевле, чем мы обычно предлагаем всем остальным – вроде как неудобно делать дорого, у нас такие хорошие отношения и прочее. Пытаясь выслужиться перед своим начальством, он по приятельски имеет качественную работу за невысокую цену. Но что получается – продав дешевле услугу, которая стоит больше, я начинаю испытывать дискомфорт – времени на исполнение тратится столько же как обычно, а отдача меньше. Далее, если вы думаете, что процессы утверждения дизайна, разработанных макетов становятся проще – это не так. Друг стал клиентом, он платит деньги и как всякий клиент хочет получить все по полной программе – много вариантов, куча ненужных доработок и множество бесплатных работ, которые для других могут быть сделаны в качестве бонуса. А с ним – с ним мы вроде как должны сделать все, что он ни захочет. Более того, в случае, если дизайн вдруг не нравится его боссу – угадайте, на чьей стороне будет мой друг? С другими клиентами в спорной ситуации можно выстраивать отношения в чисто формальном ключе, а с этим? Приятель потребует от тебя большей лояльности, чем простой заказчик. Другая ситуация. Если мой друг – наемный работник, в конце концов он подчиняется своему боссу и многое просто не может решить сам. А если мы делаем что-то лично для него? Тогда еще хуже. Раньше мы вместе пили пиво и были равны, а теперь мы клиент и заказчик – ситуация изначально неравнозначная. Как-то потребовалось мне на даче кое-что сделать. Подумалось, а зачем мы будем платить кому-то, если у меня есть приятель, который этим занимается – пусть заработает он. Приятель честно сделал то, что было нужно. Но сделал плохо. Не то, не так, не вовремя. Как интеллигентные люди, мы не можем сказать ему – это гавно не стоит денег, которые мы заплатили. Неудобно. Он же старался, мы же друзья. То же и с дизайном – мы сделаем не то, а товарищ либо откровенно назовет вещи своими именами (и пойдут обиды с обеих сторон) либо промолчит – что еще хуже. P.S. Давно сказано: если хочешь потерять друга – дай ему взаймы. Я скажу иначе – если хочешь потерять друга – сделай его своим клиентом. Мы стараемся придерживаться принципа: друзьям – либо бесплатно, либо никак.
|
Наиболее читаемые материалы в разделе Общие темы:
Рэйтинг статьи: 5
Проголосовали: 3
|