Договор на дизайн: вопросы.Автор: Nafik | Дата: 30 марта 2006 года | Просмотров: 8326
|
Очевидные вопросы при заключении договора на дизайнерские услуги. |
При заключении договора с дизайн студией на разработку дизайна, фирменного стиля или создание сайта, у каждого заказчика существуют свои собственные представления о том, что должно быть прописано в договоре. Начну с некоторых очевидных и не очень моментов, с которыми я сталкивалась в своей работе. Вопрос первый: Когда платить? У всякого заказчика, работающего со студией впервые, возникает естественное желание платить после того, как он увидит работу. С одной стороны его можно понять – портфолио студии говорит о ее уровне, опыте и творческом потенциале. Но сможет ли дизайн студия сделать то, что хочет именно этот заказчик? А если его не удовлетворят результаты работы, придется искать другую студию и снова платить? Студию в свою очередь заботит вопрос – а вдруг заказчик и не собирался платить или просто еще не решил что ему нужно, или вдруг он устраивает тендер не объявляя его таковым? Я считаю нормальной практикой заключать договор и прописывать точный и понятный сторонам порядок оплаты: столько-то денег до начала работы, столько-то после утверждения или выполнения оговоренной части работ и т.д. В любом случае, считаю, что профессиональная студия не должна браться за работу без предоплаты (если это конечно не старый заказчик, с которым могут существовать свои особые отношения и правила). Вопрос второй: Сколько вариантов дизайна нужно предоставлять? Как представитель студии понимаю, что их не должно быть много – проработка хорошего дизайна занимает время и на мой взгляд лучше сделать один хороший дизайн, в крайнем случае два, чем пять плохих вариантов (замечу, что речь сейчас не идет о мега бюджетах и проектах со своими правилами). Если проект выполняется в сжатые сроки нереально требовать от дизайнера суперкреатива в десяти вариантах – есть шанс, что ни один из них не будет достойным. И главное, лучше всего в договоре прописывать сколько именно концепций делает дизайн студия и как долго или до каких пор она должна переделывать неутвержденные варианты. Это дисциплинирует и заказчика, и исполнителя и делает их отношения более прозрачными и понятными. Вопрос третий: Когда передавать заказчику электронную версию работы? Как ни странно, ответов может быть несколько. Мы, например, придерживаемся позиции, что все новые клиенты по договору получают любые исходники работ после утверждения всех макетов в письменном виде и 100% оплаты работ. Понимаю, что клиентам это может показаться не совсем справедливо – качество работы они могут оценить только на превью и распечатках. Но понятна и позиция дизайн студии – передав работу заказчику до полной оплаты мы рискуем либо не получить остаток денег, либо прождать его неопределенное время (поверьте, штрафы за просрочку оплаты могут не сработать, а суд – слишком долгое дело). Если же заказчик – старый проверенный партнер, то естественно ему можно пойти навстречу и подождать последний платеж оговоренное время. Но в принципе, есть студии, которые работают по другим правилам и это тоже нормально. Каждый руководитель придерживается тех установок, которые ему ближе и интереснее. Вопрос четвертый: Сроки работы над заказом. Для того, чтобы в ходе работы над дизайнерскими работами или работами по созданию сайта к примеру не возникали неоднозначные моменты, в договоре должны быть прописаны понятные всем сторонам сроки выполнения заказа. Должно быть четко сказано – когда начинается работа, сколько продолжается и когда заканчивается. Кроме того, я лично всегда стараюсь четко прописать сроки предоставления исходных материалов заказчиком (аргумент – мы будем делать это быстро, у нас ведь выставка, как показывает практика, не работает). Если есть конкретный график – это стимулирует обе стороны процесса. Можно конечно указать штраф за затягивание процесса для обоих сторон, но это далеко не всегда работает. Скорее здесь уже нужно устанавливать хорошие рабочие отношения с заказчиком и все ему объяснять. Вопрос пятый: Авторские права на дизайн. Как ни странно, но это последнее, что волнует заказчика при заказе работ по дизайну чего-либо. Думаю, что в проектах на сотни тысяч долларов этот вопрос поднимается однозначно, но на средних заказах еще ни разу заказчик не задавал вопрос – а кому принадлежат права на разработанный дизайн. Более менее он становится естественным при разработке логотипов и товарных знаков, поскольку их регистрация подталкивает потенциальных клиентов к тому, что данный вопрос включить в договор. Но с дизайном например каталогов, календарей и прочей рекламной полиграфии в условиях российской ситемы правосудия пока этот вопрос остается чисто риторическим. Вопрос шестой: Предъявление претензий. Хотелось бы конечно, чтобы претензий не было вовсе и слава богу пока особых проблем у меня с этим не было. Но договор создается для двух сторон и потому вопрос предъявления жалобы желательно все же прописать. Для заказчика это станет своего рода гарантией того, что он не останется со своим новым сайтом, который по какой-то неясной причине перестанет работать через месяц. Но и исполнитель должен иметь гарантии, что заказчик не придет к нему через два года и не скажет – мне не нравится дизайн или не работает веб проект – за это время может произвойти что угодно – от банального разгильдяйства в отношении паролей к сайту до взлома сервера заказчика (к которому исполнитель уже не имеет отношения). P.S. Собственно это самые простые вопросы, которые возникают практически у всех заказчиков дизайна. Дальше начинается индивидуальная работа и подготовка договора под эксклюзивные требования клиентов. И все вышесказанное - мое мнение, которое может немного отличаться от того, что думают другие. И мне лично очень интересно, что же думают другие?
Комментарии
→ добавьте ваш комментарий
|
Наиболее читаемые материалы в разделе Общие темы:
Рэйтинг статьи: 4.33
Проголосовали: 3
|